Подростковая преступность
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно -
эстетического цикла №23
Подростковая
преступность
Исследовательская
работа
Выполнил:
Филатов Макар Иванович, ученик 9 класса К
Руководитель:
Костина
Елена Борисовна, учитель
обществознания
г. Комсомольск-на-Амуре
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………........................………...…………………2-3
1.1 Теоретическое
часть………………...………..................……………......4-7
1.2
Особенности наказаний…………………………………………...…….7-9
1.3 Уголовный Кодекс
РФ……………………………….…………………9-11
Практическая
часть………………………………………..........................12-12
Вывод............................................................................................................13-13
Заключение………………………………………………….......................14-14
Список
литературы…………………………………………………..........15-15
Приложение…………………………………….……………...................16-16
ВВЕДЕНИЕ
Преступность
несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных
лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых
актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и
сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной
проблемы, но уровень преступности среди подростков только растет. Это означает,
что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.
Преступность
несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои
характерные особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве
самостоятельного объекта криминологического изучения.
Подростковый
возраст считается переломным моментом в развитии каждой
личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский
максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь
влекут за собой последствия различного характера. Причем правонарушения,
совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства,
спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается»,
становится жестче.
Конечно,
прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины,
источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования,
построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не
достигших возраста 18 лет.
Актуальность: Преступность
несовершеннолетних – одна из самых важных проблем современного общества.
Подростки все чаще совершают преступление ради корысти и развлечений.
Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому
необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.
Также, стремление к познанию чего-то нового, необычного не редко, приводит
подростков в криминальную группировку. Необходимо понять почему так происходит.
Проблема:
недостаточно внимания уделяется теме о преступности подростков, следовательно,
отсутствие знаний у обучающихся, подростки оказались вне поля внимания
многочисленных субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Преступления
подростками часто совершаются без осознания тяжести последствий, в силу
переходного возраста, снижения благосостояния части населения, бесконтрольности
со стороны родителей.
Целевые
группы: обучающиеся МОУ СОШ № 23.
Цель:
определить основные причины подростковой преступности в современном обществе,
осветить важные моменты о наказаниях за преступные деяния и рассказать, как
правильно справляться с психологическими проблемами, чтобы предостеречь молодёжь
от возможных неприятностей.
Гипотеза:
низкий уровень правосознания молодых людей связан с недостаточностью
профилактических мероприятий в образовательном учреждении.
Объект
исследования: Молодежная преступность, уровень правовой
культуры.
Задачи:
1.
Выяснить на основе анализа научной литературы, психологическое содержание
подросткового периода.
2.
На основе статистических данных выделить основные причины совершаемых
подростками преступлений.
3. Выявить правовые последствия преступной
деятельности подростка.
4.
Создание теста на выявление знаний по теме подростковая преступность.
5.
Провести анализ собранных данных по результатам теста.
6.
Создать и провести классный час.
7.
Создать и раздать памятки.
1.1
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Преступность — это исторически изменчивое
социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему
преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период
времени.
В
понятии «подростковая преступность» скрыты два термина: «преступность» и
«несовершеннолетний преступник». Определений преступности бесчисленное
множество.
На
современном этапе несовершеннолетними, в соответствии со ст. 87 УК РФ,
признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать,
но не исполнилось восемнадцати лет.
Подростковый
возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать
свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на
девиантные поступки, в том числе на преступления.
Особенности
преступности несовершеннолетних, следующие:
§
совершение преступлений в группах;
§
неадекватные реакции на действия людей,
которые воспринимаются подростками как оскорбления;
§
импульсивные преступления (в состоянии алкогольного
опьянения, аффекта, болезни или усталости, скоротечные преступления);
§
высокий риск криминальной деформации личности
и рецидива после совершения первого преступления;
Согласно
типологии личности преступников, выделяют четыре основных типа несовершеннолетних,
совершивших преступления в результате:
▫ случайного
стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовлен-ности к сопротивлению
ситуации, вопреки общей положительной направленности личности;
▫ попадания
в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности
(«шатающегося» характера);
▫ преобладающей
отрицательной направленности личности, не достигшей, уровня устойчивого
предпочтения преступного поведения другим вариантам (несовершеннолетние, уже
имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких
правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т. п.);
▫ устойчивой
доминирующей активной антиобщественной направленности личности,
обусловливающей, по существу, все поведение подростка (несовершеннолетние,
совершавшие преступления многократно, рецидивисты, участники организованных
преступных группировок и т. п.).
В
качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще
всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь,
здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность,
общественная нравственность и здоровье населения.
Для
преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна
предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими поступков
носит ситуационный характер и обусловлено конкретными обстоятельствами –
отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью замков в хранилище,
нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п.
Роль
преступности в современном обществе:
Преступность
несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности
сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая
закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению
населения подросткового возраста. Подростковое - юношеское население
уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики.
Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком
или юношей.
В
последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет.
Имеют место случаи, когда 11-12 летние дети имеют большой опыт карманных краж,
крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют
«обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как
правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а
иногда и оба лишены родительских прав.
Виды
преступлений несовершеннолетних:
·
Преступления против собственности (кража,
мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное
уничтожение или повреждение имущества);
·
Преступления против общественной безопасности
и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение,
хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических веществ, незаконное
приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств);
·
Групповой характер преступлений, совершаемых
несовершеннолетними;
·
Преступления, которые совершается подростками
при соучастии взрослых. Как правило, это наиболее опасные преступления:
бандитизм, убийства, разбои.
Факторы,
заставляющие идти на преступление:
Откуда
у подростков столько злобы и ненависти к окружающим их людям? Кто пропагандирует
насилие и убийство?
1)
Биологический фактор.
В
период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу
появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и
упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной
самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.
Возрастные
особенности несовершеннолетних - недостаток жизненного опыта, склонность к
подражанию, трудность правильной оценки некоторых явлений, эмоциональная возбудимость
и др. усиливают опасность усвоения отрицательных взглядов и привычек в случае
попадания под нежелательное влияние. Особенно это происходит тогда, когда не
обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль над поведением
подростков.
2)
Родители.
Одна
из причин, которая является, на мой взгляд, немаловажной, это отсутствие любви
родителей к ребенку. Отсюда он чувствует себя ненужным, и поддается уличной
жизни, где нет правил и законов. Статистически доказано, что в воспитанных
семьях, где ребенок окружен любовью, очень редко нарушаются законы и ущемляются
права других людей. Получается, виноваты родители? Они несут огромную
ответственность за жизнь своих детей и всегда должны быть близкими для них,
чтобы поддержать своего ребенка и направить на истинный путь. Иначе ребенок
может потеряться в этом огромном мире и забыть о нравственных нормах и морали.
3)
Пьянство.
Существенное
влияние на рост детской преступность оказывают такие распространённые явления,
как пьянство и наркомания. Наиболее очевидным и достаточно хорошо исследованным
условием детской преступности является пьянство и алкоголизм.
Пьянство
— это не умеренное потребление алкоголя. Алкоголизм — это пьянство, перешедшее
в патологическое влечение к алкогольным напиткам.
4)
Наркомания.
Еще
более разрушительное воздействие на состояние физического и психологического
здоровья несовершеннолетнего оказывают наркотические и другие
сильнодействующие, одурманивающие вещества. Самое печальное, что нижний предел
возраста наркомана заметно опустился, то есть все больше людей, приходящих к
наркотикам, являются подростками в возрасте от 13 до 17 лет.
5)
Взрослые.
Взрослые,
предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами
нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо
осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то, как оценить детскую
безнадзорность, заброшенность, общественное безразличие, а то и прямое насилие
над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников,
учителей.
6)
Школа.
Серьезные дисциплинарные нарушения возникают
в школах, где плохо налажен учебный процесс. В школах, в которых учителя умеют
заинтересовать своих учеников, редко приходится сталкиваться с трудностями и
серьезными нарушениями дисциплины.
1.2 Особенности наказаний.
По общему правилу ответственности за
совершение преступления или административного правонарушения подлежит лицо,
достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК, ст. 2.3 КоАП РФ).
Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из
презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития,
чтобы сознавать характер своих действий, их общественную опасность и
запрещенность.
Кодекс об административных
правонарушениях РФ (КоАП
РФ).
Административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица,
за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Административной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения
возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
С 14 лет до 16 лет:
Ответственность за административное
правонарушение, совершенное несовершеннолетними
в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные
представители (опекуны, попечители).
С 16 лет до 18 лет:
По отношению к несовершеннолетним
действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к
лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения,
применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН). Именно данным
государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел
об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
Из десяти видов административных
наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются
только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может
назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего
самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка
у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или
иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные
судом в родительских правах, опекуны и попечители.
Ст. 20.1 КоАП РФ. Мелкое
хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное
приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие
общественный порядок и спокойствие граждан.
Ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ. Распитие
пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и
спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов
объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях,
на всех видах общественного транспорта общего пользования городского и
пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружениях.
Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ. Распитие
алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и
более процентов в общественных местах (улица, стадион, сквер, парк,
транспортное средство общего пользования и другие общественные места).
Ст. 20.20 ч. 3 КоАП РФ. Потребление
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо
потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в
транспортном средстве общего пользования, также в других общественных местах.
Ст. 20.21 КоАП РФ. Появление в
общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое
достоинство и общественную нравственность.
Ст. 20.22 КоАП РФ (на родителей). Появление
в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие
ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых
на его основе, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ
без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.
Ст. 5.35 КоАП РФ. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите
прав и интересов несовершеннолетних.
Ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание
гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина
(паспорта):
4.1 – с 16 лет. Влечет
предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 100 рублей.
4.2 – на родителей детей до 16 лет.
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100
до 300 рублей.
1.3
Уголовный Кодекс РФ (УК РФ).
По всем статьям, предусмотренным в
Уголовном кодексе, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко
времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако в УК
присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет, по
следующим статьям:
Ст.
105 – "Убийство";
Ст.
111 – "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью";
Ст.
112 – "Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести";
Ст.
126 – "Похищение
человека";
Ст.
132 – "Насильственные
действия сексуального характера";
Ст.
158 – "Кража";
Ст.
161 – "Грабеж";
Ст.
162 – "Разбой";
Ст.
163 – "Вымогательство";
Ст.
166 –"Неправомерное
завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения";
часть 2 Ст. 167 – "Умышленные уничтожение или
повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах";
часть 2 Ст. 205.5 -"Участие в деятельности
террористической организации";
Ст. 207 – "заведомо
ложное сообщение об акте терроризма";
часть 2 ст. 212 – "Участие в массовых
беспорядках";
Ст.
214 – "Вандализм";
Ст.
229 – "Хищение либо
вымогательство наркотических средств или психотропных веществ" и т.д.
Несовершеннолетними закон именует лиц,
которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось
18 лет. К ним могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное
заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы – больше
года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных
колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает
условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития и степень влияния
старших.
Недостижение
совершеннолетия, считается смягчающим обстоятельством.
К
подросткам могут применяться следующие наказания:
·
Штраф - штраф назначается в
размере от 1000р. до 50000 рублей или в размере заработной платы или иного
дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до 6 месяцев.
·
Обязательные или исправительные работы - назначаются на срок от
40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для
несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы
время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до
пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от
пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
·
Исправительные работы - назначаются несовершеннолетним осужденным
на срок до одного года.
·
Запрет на осуществление какой-либо
деятельности.
·
Арест.
·
Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести
совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности
и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
·
Лишение
свободы на определенный срок - назначается несовершеннолетним
осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
·
Предупреждение и
т.д.
К
несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно.
Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который он причинил, а
также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб
материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство
относит не только заработную плату, но и стипендию и прочие выплаты.
В
случае систематического невыполнения предписанных правил, воспитательные меры
отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос
о привлечении его к уголовной ответственности по УК РФ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Результаты
теста
В
опросе поучаствовали ученики из 9 «К» класса в количестве 16 человек. Результаты
опроса представлены в виде Диаграммы и Гистограммы в Положении (см. Рис. 1.1
Диаграмма и Рис. 1.2 Гистограмма).
Учащиеся
должны были ответить на следующие вопросы, ответы отражены в % соотношении и
количестве чел.
Выяснилось,
что:
·
75 % (12 чел.) обучающихся имеют знания о
теме подростковая преступность;
·
25 % (4 чел.) не знают ничего вообще о
подростковой преступности;
·
37,5 % (6 чел.) знают о последствиях
преступлений;
·
31,3 % (5 чел.) знают основные причины
совершения преступлений;
·
62,5 % (10 чел.) опрошенных могут сами
справиться со стрессом и переживаниями;
·
37,5 % (6 чел.) опрошенных не могут сами справиться.
ВЫВОДЫ
В самые трудные
периоды своего существования российское государство находило силы и средства
для борьбы с детской преступностью. Сегодняшнее время также требует от государства
и общества принятия комплексных мер для устранения проблемы детской
преступности.
На современном этапе
развития общества, забота о воспитании молодежи, в особенности
несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан,
государственных органов и общественных организаций. Еще древние утверждали, что
от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. И если
преступность зло, то преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное в
десятки раз.
Проблемы подростковой
преступности и безнадзорности несовершеннолетних требуют дальнейшего изучения и
внесения дополнений и изменений в действующее законодательство, в части,
касающейся трудоустройства, социальных гарантий, получения профессионального
образования (обучение в системе профессионально-технических школ и училищ) и
востребованности на рынке труда.
На мой взгляд, данная
работа имеет практическое значение и может быть использована в качестве
внеклассных занятий по праву. Работая над теоретическим материалом
учебно-исследовательской работы, проводя исследования, удалось выполнить
намеченные цели и задачи. В дальнейшем я планирую продолжить работу в этой
области права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковая
преступность – «больная мозоль» современности. О ней много говорят, о ней много
пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не
восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут можно много привести оправданий,
и они все по - своему будут правильными, но за это зло отвечаем все мы. Кто
напрямую, а кто косвенно.
В
профилактике преступности большое место занимают правильно организованный
досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов
и потребностей, специфики различных подростковых и юношеских групп, повышение
правовой грамотности населения.
Так
же следует принимать меры, направленные на сближение детей и их родителей, на
повышение семейных ценностей, так как именно взрослые подают пример своим
детям.
Таким образом, задачи, поставленные, в начале проекта выполнены, цель достигнута. Гипотеза доказана.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
·
Антонян Ю.М. Формирование личности в детстве и
корыстное преступное поведение подростков / Ю.М. Антонян // Lex Russica. —
2017. — № 2. — С. 115-122.
·
Антонян Ю. М. Портреты преступников / Ю.М. Антонян
// Криминолого-психологический анализ. М. — 2019. — С. 147
·
Бельский А.И. Криминологическая характеристика
личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский // Российский
следователь. — 2019. — № 15. — С. 48–50.
·
Бухаров М.А. Профилактика правонарушений и
преступлений несовершеннолетних через их патриотическое воспитание / М.А.
Бухаров // Научный диалог: Юриспруденция. – 2017. – С. 4-6
·
Валуйсков Н.В. Основания освобождения
несовершеннолетнего от уголовной ответственности / Н.В. Валуйсков // Балтийский
гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 463-465.
·
Васильева О.Н. Личность несовершеннолетнего
преступника как объект криминалистического исследования / О.Н. Васильева //
Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 2-7. — С. 23-25.
·
Гилинский Я.И. Преступность
несовершеннолетних: криминологический анализ. // Криминалист. 2010. №2. С. 84 – 90.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма:
Рис.
1.1
Гистограмма:
Рис. 1.2
Таблица:
|
Вопросы |
Знают |
Не знают |
1 |
о теме подростковая преступность, % |
75,0 |
25,0 |
2 |
о последствиях преступлений, % |
37,5 |
62,5 |
3 |
об основных причинах совершения преступлений, % |
31,3 |
68,8 |
4 |
могут ли справиться со стрессом и переживаниями, % |
62,5 |
37,5 |
Комментарии
Отправить комментарий